В современных условиях в образовательном учреждении существует задача создания системы мониторинга воспитательного процесса. Решение данной задачи позволяет коллективу педагогов выстроить логику воспитательного процесса с неуклонным повышением качества воспитания. Наш центр образования ориентирован на обучение и воспитание учащихся, развитие их физических, психологических, интеллектуальных особенностей, а также на обеспечение образовательных потребностей учащихся с учетом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, что отображено в рабочей программе воспитания «Школа воспитания», которая была рассмотрена и согласована на ШМО классных руководителей и принята на педагогическом совете 20.05.2021г. Одним из приоритетных направлений воспитательной работы является формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества, к закону правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде, т.к в центре ведут свою деятельность два именных учебных корпуса: учебный корпус № 1 «Школа № 68 имени Долгих Н.И.», на территории корпуса находится захоронение военного летчика, чье имя носит школа; учебный корпус № 3 «Школа № 70 имени героя России И.А. Леонова».
На территории поселка располагаются производственные предприятия: Филиал завода ТулаТочМаш, Скуратовский опытный экспериментальный завод, фабрика Инмарко. Сотрудничество с данными предприятиями помогает реализовывать профориентационные задачи.
Для реализации задач художественного направления наш Центр образования на протяжении многих лет осуществляет взаимодействие с МБУ ДО «ДШИ № 5», Тульской библиотечной системой филиал № 18, Домом культуры Южный.
Основная идея, которой руководствуется педагогический коллектив Центра образования – идея создания бесконфликтной среды путем воспитания гармоничной личности. Этому способствует деятельность Службы примирения, которая функционирует с 2017 года. В настоящий момент в ее работе принимают участие педагоги-психологи, социальные педагоги, руководители учебных корпусов, родители. Все они прошли обучение по дополнительным образовательным программам повышения квалификации «Подготовка медиаторов и организация медиативной службы в образовательном учреждении» и «Командная медиация в сфере образования». Также в деятельность Службы примирения включены старшеклассники, которые прошли обучение на базе МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения» в территориальном отделении «Преображение». С целью внедрения медиативных технологий были изучены «Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных учреждениях".
Координатор СМ регулярно принимает участие в семинарах территориальной службы медиации в ЦППМС «Преображение»;
- оформлен информационный стенд и соответствующий раздел на сайте ЦО;
- на родительских собраниях и собраниях педагогического коллектива была доведена информация о работе службы медиации, ее функции и регламенте работы;
- для учащихся начальной школы были регулярно проводятся занятия «Уроки общения». За период 2020-2022 учебный год проведено 23 примирительных встречи, результатом которых были погашены конфликты как между учениками, так и между учениками и педагогами, родителями, родителями и педагогами.
Педагоги уделяют большое внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми, что стало возможным благодаря тому, что основные направления и темы воспитательной работы, формы, средства, методы воспитания реализуются через использование воспитательного потенциала учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей) и отражаются в рабочих программах педагогов.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников.
Управление воспитательным процессом осуществляется на уровне всех участников образовательного процесса. Наряду с администрацией, в решении принципиальных вопросов воспитания, развития школы участвуют советы самоуправления: Управляющий Совет, Родительский комитет и Совет старшеклассников.
Активную роль в обогащении и совершенствовании воспитательной деятельности играют объединения дополнительного образования. Учащиеся, занимающиеся в кружках и студиях, как правило, проявляют больший интерес к познанию, а педагогов работа в кружках стимулирует к поиску творческих путей в организации учебно-познавательной деятельности. В настоящее время на базе Центра образования реализуется 54 программы дополнительного образования, которыми охвачено 1005 обучающихся и воспитанников от 5 до 18 лет, что составляет 55,4 % от общего числа детей данной категории (по данным АИС «Навигатор»).
Более чем в 90 кружках внеурочной деятельности заняты 100 % обучающихся с 1 по 11 класс, что позволило принять участие в конкурсах разного уровня и показать хорошие результаты.
В ОУ открыты и успешно функционирует объединения по интересам: ДОО «Школьная галактика», «Алые паруса», «Юные леоновцы», Спортивный клуб «Олимп», волонтерский отряд «Звездный десант». Лидеры детских общественных объединений являются активными участниками работы городской школьной Думы, входят в состав РДШ, зарегистрированы на сайте «Доброволец.ру», где принимают активное участие в добровольческих акциях. Одна из учениц 9 класса стала «Волонтером года» Тульской области.
В последнее время стираются границы между поселком и городом: большими темпами строятся высотные дома, которые заселяются разными слоями общества, что создает определенные трудности в построении единого социапространства и ставит перед образовательной организацией новые задачи профилактической работы.
Благодаря профилактическим мероприятиям, с каждым годом отмечается
- снижение преступности среди несовершеннолетних (так за 2020, 2021 годы нет преступлений, свершенных подростками или в отношении несовершеннолетних)
- снижение участия подростков в неформальных молодежных объединениях (так с 2019 года с 10 человек, вовлеченных в деятельность деструктивных молодежных течений, снижено до 3).
Этому способствует тесное взаимодействие с Отделами Полиции «Скуратовский» и «Ильинский» - выходы на классные часы, совместные рейды в семьи Социально Опасного Положения, участие в заседаниях Совета по профилактике. Таким образом, на конец 20-21 учебного года из 43 детей, состоящих на разных видах учета, осталось 21).
- Немалую роль в этом играет и профориентационная работа «Выпускники - выпускникам», когда наши выпускники, будучи сотрудниками МЧС, УФСИН, ОМОН, МВД, рассказывают о работе в данных ведомствах и условиях поступления в вузы.
- За последние 5 лет более 10% от общего числа выпускников поступают в вузы, чья специализация – стоять на защите государства: Военная академия РВСН им. Петра Великого факультет ядерного вооружения -2, ВГУЮ – национальная безопасность - 4, ТулГУ факультеты баллистики, машиностроения, оборудование летательных аппаратов - 10, РВВДКУ Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознамённое командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова – 4, учебные заведения ФСИН – 5, Юстиции -4 и др).
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в центре образования создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Воспитательная работа в нашем Центре предполагает организацию мероприятий и акций с учетом дифференцируемого подхода в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования школьников, что рассматривается как одно из перспективных средств воспитания и осуществляется согласно календарным планам и содержит конкретный перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, организуемой Центром.